Обзорная конференция ОБСЕ, 2010 – Заявление Проекта «Без Границ» Центра “Социальное действие” о задержаниях искателей убежища из Узбекистана в Украине

Жовтень 6, 2010

Обзорная конференция ОБСЕ по человеческому измерению

Варшава, 30 сентября - 8 октября 2010 года

Рабочее заседание 6 - "Гуманитарные вопросы и другие обязательства", 5 октября 2010 года

Оригинальный текст заявления можно скачать на сайте ОБСЕ.

С 15 июня 2010 года силовыми структурами Украины проводятся действия, направленные на задержание и удержание под стражей искателей убежища из Узбекистана.

Причиной задержания является объявление искателей убежища в розыск силовыми структурами республики Узбекистан – теми, от чьих преследований они пытаются защититься в Украине, подав заявления о предоставлении им статуса беженца. Задержания совершаются по запросу властей Узбекистана, которые требуют выдать беженцев по обвинениям, обычно выдвигающимся участникам политической оппозиции или независимых религиозных групп. В настоящее время под арестом находятся четыре искателя убежища, и еще большее их число было вынуждено изменить место своего проживания вследствие опасений подвергнуться преследованиям. В отношении задержанных начата процедура экстрадиции.

Семьи узбекских беженцев подвергаются давлению со стороны сотрудников украинских силовых структур: дневные и ночные посещения, запугивания женщин и детей, обыски жилья без ордеров, отказ предъявлять документы. Беженцы из Узбекистана оказались в тупике: приехав в Украину и придерживаясь всех норм украинского законодательства, они попросили о предоставлении им статуса беженца и сообщили о том, что подвергаются преследованиям со стороны узбекских властей — в результате чего сами оказались задержанными, под угрозой выдачи в руки своих преследователей. Об экстрадиционных арестах украинская власть сообщила узбекским силовым структурам – и, вследствие этого, как Проекту “Без границ”стало известно, в Узбекистане усилилось давление на родственников беженцев. Зачастую, беженцев задерживают в отделении ВГИРФО (Отдела гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц), когда они пытаются продлить регистрацию, как того требует украинское законодательство. Таким образом, украинские власти лишают беженцев возможности жить в соответствии с законом: если они намереваются продлить срок действия своих документов – то сталкиваются с перспективой заключения и последующей отправки к своим преследователям; если не продлевают регистрацию – это может рассматриваться правоохранительными органами как административное правонарушение.

Данные действия украинских властей нарушают принципы прав человека, они наносят ущерб не только искателям убежища, но и международному имиджу Украины, демонстрируя несоблюдение добровольно принятых обязательств.

Так, Украина является участником Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и дополнительного протокола (1967 г.). Ст.33 Конвенции запрещает высылку или принудительное возвращение беженцев «на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений», за исключением случаев, когда беженец в силу уважительных причин рассматривается как угроза безопасности страны пребывания.

Украина также является участником Конвенции против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания (1984 г.), в соответствии со ст.3 которой «ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток».

Наличие в Узбекистане постоянной практики грубых и массовых нарушений прав человека, включая широкое применение пыток, неоднократно фиксировалось международными и правозащитными организациями. Так, в докладе специального докладчика ООН по пыткам 2003 г. отмечалось, что пытки в Узбекистане носят «систематический характер». По оценкам правозащитных организаций, после опубликования доклада ситуация с пытками в этой стране не изменилась.

На встречах ОБСЕ по человеческому измерению – к примеру, в Хельсинки (1992 год) – страны-участники, в том числе и Украина, неоднократно подтверждали «важность существующих международных стандартов и документов, касающихся защиты беженцев и оказания им помощи».

Свою обеспокоенность сложившейся в Украине ситуацией уже высказали, среди прочих, Украинский Совет по делам беженцев и международное правозащитное движение “Amnesty International”, объявившее Акцию срочной помощи задержанным искателям убежища.

В связи с этим, мы призываем:

- украинские власти:

- незамедлительно прекратить преследования искателей убежища и членов их семей, а также освободить арестованных искателей убежища и гарантировать соблюдение их прав;

- обеспечить справедливую и открытую процедуру предоставления статуса беженца;

- гарантировать невыдачу беженцев и искателей убежища в страны, где практикуется применение пыток;

- внести изменения в уголовно-процессуальный кодекс, которые бы запрещали экстрадицию искателей убежища в страны, где им будут угрожать пытки либо жестокое обращение.

- страны-участники ОБСЕ

- уважать международные обязательства по признанию прав каждого человека не подвергаться пыткам и жестокому и бесчеловечному обращению, в том числе – не подвергаться возвращению, экстрадиции или другого рода перемещению в страну, в которой им будут угрожать пытки или любые виды жестокого обращения

- проанализировать имеющееся национальное законодательство по вопросам предоставления убежища и внести в него изменения, позволяющие сделать процедуру предоставления статуса беженца максимально эффективной.

- ОБСЕ:

- в рамках действия Постоянного совета ОБСЕ осуществлять мониторинг соблюдения прав беженцев и искателей убежища.

Share this:
Share this page via Email Share this page via Stumble Upon Share this page via Digg this Share this page via Facebook Share this page via Twitter
Останні публікації

Результати дослідження поінформованості ЛГБТ-спільноти та запрошення до участі в онлайн-курсі

Художница Алевтина Кахидзе: Клубника Андреевна и постановление http://www.sbu.gov.ua/sbu/cont

Художница Алевтина Кахидзе нарисовала историю своей  мамы, которая не может выехать из-под обстрелов в Донецкой области в безопасную часть Украины, так как для этого нужно подать документы на разрешение пересечения линии столкновений (см. временный порядок выезда на сайте СБУ) и затем долго ожидать его получения.
Правозащитные организации уже предупреждали о незаконности и опасности подобной практики.

ДОВІДКА ЩОДО ОТРИМАННЯ ГРОМАДЯНСТВА УКРАЇНИ

ДОВІДКА ЩОДО ПРОДОВЖЕННЯ СТРОКУ ПЕРЕБУВАННЯ В УКРАЇНІ

ДОВІДКА ЩОДО ОТРИМАННЯ ПОСВІДКИ НА ТИМЧАСОВЕ ПРОЖИВАННЯ В УКРАЇНІ

ДОВІДКА ЩОДО ОТРИМАННЯ ПОСВІДКИ НА ПОСТІЙНЕ ПРОЖИВАННЯ В УКРАЇНІ

Правозахисники у правовому полі, що стискається: Приклад України

(Виступ Максима Буткевича на заході Frontline Defenders у Раді ООН з прав людини, 10 березня 2014 р.)

 Коли планувався цей захід, на якому мені випала честь виступати, ситуація в моїй країні - Україні - вже почала привертати увагу світової спільноти. Втім, наразі, ситуація серйозно змінилася. Українці не лише пройшли через масові громадянські протести, жорстокі вуличні протистояння, вбивства людей, які виборювали свої права і свободи, падіння попереднього режиму, - але й зробили перші кроки в побудові нової, більш демократичної країни, і зіткнулися з іноземною воєнною окупацією.

Що Заходу потрібно знати про крайніх правих на Евромайдані

Блог Антона Шеховцова

Джерело

Багато хто на Заході запитує про участь українських радикальних націоналістів на київському Евромайдані. Деякі нібито ліві сайти як World Socialist Web Site (Світова Соціалістична Мережа) опублікували відверту брехню щодо Евромайдану та ролі крайніх правих у цих протестах: ці сайти намагаються ублажити російських імперіалістів, які щодня роблять все, щоби позбавити Україну її слабкої незалежности.

Закрити кримінальне провадження проти фальсифікаторів порносправи не вийшло

Напередодні Нового року, 30-го грудня, суддя Вишар І.Ю. скасував постанову Вінницької обласної прокуратури про закриття кримінального провадження за фактом притягнення завідомо невинуватого Дмитра Гройсмана до кримінальної відповідальності за ст. 372 Кримінального кодексу.

Заява Проекту «Без Кордонів» та Мережі меншин Східного партнерства стосовно ситуації з правами меншин в Україні, зокрема у сфері злочинів на ґрунті ненависті та відповідних дій держави в даному напрямку. Нарада ОБСЄ з розгляду виконання в галузі людського виміру, Варшава, 24 вересня 2013 року

Проект «Без Кордонів» вітає розробку Україною Стратегії захисту та інтеграції ромської національної меншини та Плану заходів щодо реалізації Стратегії.  Водночас, ми вимушені звернути увагу на відсутність будь-яких ефективних дій щодо прав інших меншин в Україні.  Держава роками не використовувала можливостей формулювання політики із захисту прав меншин і відмовлялася помічати нагальність питання її розробки. Проект «Без Кордонів» закликає Україну вжити негайних заходів щодо виконання зобов’язань за міжнародними договорами з прав людини та угодами в рамках  Східного партнерства, створити правову базу для захисту прав меншин та попередження порушень їх прав, а також забезпечити активну участь меншин у цьому процесі.

The web-site is created with the support of Open Society Institute
Creative Commons License Content on this site is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported License.